В Древней Персии, территории которой охватывают современный Иран и прилегающие регионы, религиозные верования претерпели значительные изменения в разные исторические периоды. Основные периоды включают доахеменидский, ахеменидский, парфянский и сасанидский периоды. Давайте рассмотрим основные религиозные системы и богов, которым поклонялись в разные эпохи.
Доахеменидский период
До основания Ахеменидской империи религиозные верования жителей Персии были политеистическими и имели много общего с религиями других индоевропейских народов. В этот период поклонялись различным природным силам и божествам, среди которых можно выделить:
- Митра — бог света, солнца, правды и договора. Митраизм позже стал важной религией в Римской империи.
- Анахита — богиня воды, плодородия и войны.
- Ваю — бог ветра.
- Ахурамазда — бог мудрости и света, который позже стал главным божеством в зороастризме.
Ахеменидская империя (550-330 до н. э.)
В ахеменидский период религиозные верования оформились под влиянием зороастризма — религии, основанной пророком Зороастром (Заратустрой). Основные божества и концепции этого периода включают:
- Ахурамазда — верховный бог, создатель мира и источник добра. В зороастризме он является центральной фигурой и считается воплощением истины и света.
- Ангра-Манью (Ариман) — дух зла и тьмы, противостоящий Ахурамазде. Этот дуализм света и тьмы, добра и зла является важной частью зороастрийской теологии.
- Амеша Спенты — "Святые Бессмертные", шесть или семь божественных сущностей или аспектов, которые помогают Ахурамазде в управлении миром. К ним относятся Воху-Мана (Благая Мысль), Аша-Вахишта (Лучший Порядок), Кшатра-Ваирья (Божественное Владычество), Спента-Армаити (Святая Преданность), Хаурватат (Целостность) и Амеретат (Бессмертие).
Парфянская империя (247 до н. э. - 224 н. э.)
Парфяне также были зороастрийцами, хотя их религиозные практики включали элементы греко-римских и местных верований. Они продолжили поклонение Ахурамазде, но также почитали некоторых других богов:
- Митра — культ Митры был широко распространен.
- Анахита — культ богини воды и плодородия также оставался значимым.
Сасанидская империя (224-651 н. э.)
Сасаниды официально приняли зороастризм в качестве государственной религии и активно его продвигали. В этот период зороастризм был систематизирован и структурирован, и его влияние значительно усилилось. Основные божества и практики включали тех же Ахурамазду и Амеша Спентов, но с более формализованной и жесткой религиозной иерархией.
Элементы других верований
Важно отметить, что на территории Персии были также распространены и другие религии и культы, включая манихейство, христианство, иудаизм и буддизм, особенно в поздние периоды. Однако зороастризм оставался доминирующей религией вплоть до арабского завоевания в VII веке, после которого ислам постепенно стал преобладающей религией.
Таким образом, в Персии существовала богатая и разнообразная религиозная традиция, включающая множество богов и духов, которые эволюционировали и менялись на протяжении веков.