Картина "Юрьев день" художника Сергея Иванова, созданная в 1908 году, посвящена важному историческому периоду в жизни русского крестьянства — отмене Юрьева дня и закрепощению крестьян. Чтобы понять глубину и значение этой работы, нужно обратиться к истории и социально-экономическим процессам, происходившим в России в конце XV — начале XVII веков.
До конца XV века российские крестьяне имели относительную свободу в перемене места жительства. Они могли переходить от одного землевладельца к другому, выбирая того, кто предлагал лучшие условия. Это было особенно актуально в период Юрьева дня — недели до и после 26 ноября (по старому стилю), праздника святого Георгия, когда крестьяне могли официально менять хозяина.
Однако ситуация начала меняться в 1497 году с изданием Судебника Ивана III, который ограничил право крестьян на переход. Впоследствии, в 1581 году, Иван Грозный издал указ, временно запрещающий переход крестьян в Юрьев день, что позже стало постоянной мерой. Это событие знаменовало начало процесса закрепощения крестьянства, который достиг своего апогея при царе Алексее Михайловиче с введением Соборного уложения 1649 года, окончательно закрепившего крепостное право.
Картина Иванова изображает крестьянскую семью в момент, когда они осознают, что больше не могут покинуть своего землевладельца. Художник передает трагизм ситуации через выражения лиц и позы героев. Мужчины и женщины изображены в состоянии отчаяния и безысходности. Их судьбы теперь полностью зависят от воли помещика, что лишает их права на свободу и самостоятельность.
"Юрьев день" — это не только историческое полотно, но и социальный комментарий к положению крестьян в России. Иванов, создавая эту картину в начале XX века, когда крестьянский вопрос вновь стал актуальным, обращает внимание зрителей на несправедливость и тяжесть жизни простых людей. Картина служит напоминанием о том, как важны свобода и права человека, и как их отсутствие может повлиять на судьбы миллионов.