В период феодальной раздробленности на Руси, который начался в XII веке после смерти Владимира Мономаха и продолжался вплоть до конца XV века, когда началось активное объединение русских земель вокруг Москвы, центральная религиозная фигура - глава церкви - носила титул Митрополита Киевского и всея Руси.
Этот титул подчеркивал первостепенное положение митрополита в иерархии церкви, при этом добавление "всея Руси" указывало на его власть над всеми территориями русских княжеств, несмотря на политическую фрагментацию того времени. Митрополит оставался духовным лидером и в значительной степени помогал сохранять культурное и религиозное единство между разрозненными русскими землями.
Митрополиты в тот период, как правило, выбирались или утверждались с согласия Константинопольского Патриархата, который был центром Восточной Православной Церкви. Такая зависимость от Византии сохранялась до 1448 года, когда русская церковь фактически получила автокефалию, то есть независимость, и первым автокефальным митрополитом стал Иона, митрополит Московский.
Важно отметить, что с переносом центра религиозной жизни из Киева во Владимир, а затем в Москву, титул митрополита претерпевал изменения, отражая перемещение духовного и политического центров великорусской земли. С течением времени, особенно после окончательного оформления церковной независимости и возникновения Московского патриархата в 1589 году, титул митрополита был заменен на более высокий - Патриарха Московского и всея Руси.