Вера в переселение душ, или реинкарнация, является центральным аспектом в нескольких религиозных и философских традициях Южной Азии, включая индуизм, буддизм и джайнизм. Для неприкасаемых, известных также как "далиты" (опрессованные), эта вера имела особое значение, так как она предоставляла им надежду на возможность изменения своего социального статуса в будущих жизнях.
Неприкасаемые, занимавшие самые низкие ступени традиционной индийской кастовой иерархии, часто сталкивались с суровыми ограничениями в социальных, экономических и религиозных аспектах жизни. Вера в переселение душ давала им надежду, что если они будут жить праведной жизнью, соблюдая дхарму (моральные и религиозные обязанности), они могут родиться в следующей жизни в более высокой касте и таким образом избавиться от стигмы неприкасаемости.
Эта вера также могла служить источником утешения, предлагая объяснение и оправдание страданий в текущей жизни через концепцию кармы — закона причины и следствия, согласно которому все добрые или злые действия индивидуума влияют на его будущие перерождения. Таким образом, даже если неприкасаемый человек страдает в этой жизни, он может утешаться мыслью, что справедливость будет восстановлена в будущем.
Также важно отметить, что с течением времени многие далиты начали искать пути активного общественного и политического протеста против кастовой дискриминации. Фигуры, такие как Б. Р. Амбедкар, который сам был далитом и стал одним из архитекторов индийской конституции, открыто критиковали систему каст и предлагали пути её преобразования вне рамок религиозных доктрин. Это привело к созданию различных движений за права далитов, которые стремились к социальной справедливости и равенству через политические и законодательные изменения, а не только через религиозные и метафизические утешения.