Фраза "Надо омужичить искусство" связана с контекстом русской художественной и литературной среды конца XIX – начала XX века. В то время в России происходили значительные социальные и культурные изменения, и многие художники и писатели искали новые пути для выражения народных тем и проблем в искусстве.
"Омужичить" означает сделать что-то более близким к народу, к простому человеку – "мужику". В этом контексте фраза предполагает, что искусство должно быть ориентировано не только на элиту или высокообразованных людей, но и на простых людей, на крестьян и рабочих, которые составляли основную часть населения России.
Эта идея была особенно актуальна в конце XIX века, когда многие художники и писатели стремились к созданию произведений, которые могли бы быть поняты и оценены широкой аудиторией. Например, движение передвижников в живописи, которое включало таких художников, как Илья Репин и Василий Суриков, стремилось создавать картины, отражающие жизнь и проблемы простого народа. Их работы часто изображали сцены из крестьянской жизни, труд и быт обычных людей.
В литературе аналогичные стремления можно найти в трудах таких писателей, как Лев Толстой и Максим Горький. Лев Толстой, например, в своих поздних произведениях стремился к простоте и ясности стиля, чтобы его книги могли быть поняты простыми людьми, а Максим Горький, выходец из народа, писал о жизни рабочего класса и крестьян, привлекая внимание к их трудностям и страданиям.
Таким образом, фраза "Надо омужичить искусство" отражает стремление к демократизации искусства, к его приближению к народу, к созданию произведений, которые могут быть поняты и оценены широкими массами, а не только элитой. Это также связано с более широкими социальными и политическими движениями того времени, направленными на улучшение условий жизни и прав простых людей.