Одной из важнейших задач федеральной власти в России в начале XXI века стало приведение регионального законодательства в соответствие с общероссийским.
После распада СССР и последовавшей за ним децентрализации власти, в 1990-е годы Россия столкнулась с проблемой правового разобщения. Многие регионы начали принимать собственные законы, которые порой противоречили федеральному законодательству. Это привело к разнородности правового поля, что затрудняло управление страной и ослабляло централизованную власть.
В начале XXI века, особенно с приходом к власти Владимира Путина, одной из ключевых задач стало укрепление вертикали власти и обеспечение правового единства. Это включало приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Усиление контроля федерального центра: Введена система федеральных округов, на которые назначались полномочные представители президента. Их задачей стало обеспечение соблюдения федерального законодательства в регионах и координация между федеральной и региональной властью.
Реформа Совета Федерации: В 2000 году была изменена процедура формирования верхней палаты российского парламента. Губернаторы и председатели законодательных собраний регионов перестали автоматически входить в Совет Федерации, что уменьшило их влияние на федеральную политику.
Принятие федеральных законов и правовых актов: Были приняты меры по унификации законодательства, что включало отмену или корректировку противоречащих федеральному законодательству региональных актов.
Судебные разбирательства: Конституционный суд и другие судебные инстанции начали активнее рассматривать дела, связанные с несоответствием региональных законов федеральным нормам.
Эти меры способствовали укреплению правового пространства России, что позволило федеральной власти более эффективно управлять страной, обеспечивая соблюдение единых стандартов и норм на всей её территории.